Коллектив контрукторов Львовского
автобусного завода (ЛАЗ) под руководством В.В.Осепчугова в 1956 г. построил
опытные образцы автобуса ЛАЗ-695 с расположенным сзади двигателем ЗиЛ-124,
двухдисковым сцеплением и пятиступенчатой коробкой передач. Они были взяты
от автобуса ЗиЛ-158. Кузов ЛАЗ-695 имел совершенно иную конструкцию. Все
нагрузки воспринимались силовым основанием, которое представляло из себя
пространственную ферму из труб прямоугольного сечения. С основанием жестко
связан каркас кузова. Наружная облицовка боковин кузова - из дюралевого
листа.
Из-за ограниченности во времени
за основу взяли конструкцию западногерманского автобуса "Магирус", сохранив
для ЛАЗ-695 и общность конструкции по внешнему виду.
Интересным новшеством являлась
зависимая рессорно-пружинная подвеска колес автобуса, разработанная совместно
со специалистами НАМИ. Дополнительно корректирующие пружины обеспечивали
в целом подвеске нелинейную характеристику - ее жесткость с увеличением
нагрузки росла, в результате независимо от от нагрузки создавались комфортабельные
условия для пассажиров. Это обстоятельство завоевало высокую репутацию
машинам ЛАЗ. Но как городской автобус ЛАЗ-695 был несовершенен: отсутствовала
накопительная площадка у входной двери, проход между сиденьями и двери
имели недостаточную ширину. Автобус наиболее удачно мог использоваться
для пригородного сообщения , туристских и междугородних поездок . Поэтому
сразу же были заложены в унифицированный ряд еще 2 модели: туристскую ЛАЗ-697
и междугороднюю ЛАЗ-699.
Несмотря на определенные
минусы, ЛАЗ-695 выделялся среди других отечественных автобусов. Тонкие
оконные стойки кузова со сдвигающимися форточками, встроенные в радиусные
скаты крыши гнутые стекла придавали автобусу легкий, "воздушный" вид. Большие
радиусыскруглений на гранях и углах кузова создавали зрительный эффект
обтекаемой машины.
Если сравнить ЛАЗ-695 с массовым
городским автобусом того времени ЗиС-155, то первый вмещал на 4 пассажира
больше, был на 1040 мм длиннее, но на 90 кг легче и развивал такую же наибольшую
скорость - 65 км/час.
С конца 1957 г. машину модернизировали: усилено основание кузова, введен
пневмопривод открывания
дверей вместо механического, остекление скатов крыши сохранено только
для туристской модификации. Более
того, с 1958 г. вместо боковых заборников воздуха применен выведенный
на заднюю часть крыши широкий
раструб. Через него в моторный отсек поступал воздух, содержащий заметно
меньше пыли. Такой машине дали
индекс "695Б", и она выпускалась вплоть до 1964 г.
Как только ЗиЛ начал производство V образного восьмицилиндрового двигателя,
однодискового сцепления и
новой пятиступенчатой коробки передач, встал вопрос о комплектации
ими автобусов ЛАЗ. Такая машина под
индексом ЛАЗ-695Е изготовлялась с 1961 по 1970 г.
ЛАЗ, совместно с лабораторией автоматических трансмиссий НАМИ начал
разработку гидромеханической
трансмиссии для городского автобуса. В итоге с 1965 г. появились (
гидротрансформатов и двуступенчатая
коробка передач) городские машины ЛАЗ-695Ж. Они выпускались отдельными
партиями до 1970 г.
Комплекс нововведений, реализованных в 1969 г., позволил серьезно усовершенствовать
базовую модель,
которая стала называться ЛАЗ-695М. Он предусматривал установку на машину
более высоких оконных стекол
с соответсвующими изменениями в конструкции каркаса кузова. Автобус
имел гидроусилитель руля, задний
мост "Раба"(ВНР) c планетарными редукторами в ступицах колес, новые
воздухозаборники позади заднего
окна. Машина стала на 100 мм короче, а ее снаряженная масса больше.
В дальнейшем, получив с 1973 г. новую переднюю панель кузова с более
высокими лобовыми стеклами
машина стала называться ЛАЗ 695Н.
Туристский автобус ЛАЗ-697 "Турист" завод начал делать с 1960 г., унифицировав
его с моделью ЛАЗ-695Б. В
его салоне находилось 33 комфортабельных кресла, машина была радиофицирована,
оснащена двумя
противотуманными фарами. По двигателю ( ЗиЛ-158А) она оставалась аналогична
ЛАЗ-695Б. В правом борту
была одна односторчатая дверь, открываемая вручную.
Переход от ЛАЗ-695Б к ЛАЗ-695Е отразился и на туристской модификации
- c 1961 г. шла сборка ЛАЗ-697Е. С
двигателем ЗиЛ-130 он уже развивал на 7 км/час большую скорость. Емкость
багажных отсеков ( справа и слева
в бортах кузова) 3 м куб.
Все изменения, внедренные с 1969 г. на ЛАЗ-695М, перешли в 1970 г. и
на туристскую модификацию - так
появился ЛАЗ-697М.
Затем индекс изменился ЛАЗ-697Н.
Последней туристской модификацией стал ЛАЗ-697Р.
В 1964 г. завод начал мелкосерийный выпуск модели ЛАЗ-699А, в конструкции
которой воплотились многие
технические решения, опробованные на опытных машинах. В основе этой
модели унифицированный кузов
ЛАЗ-695-697, но удлиненный на одну секцию. По тех основе ЛАЗ-699А близок
к ЛАЗ-695Е.
В салоне - 41 комфортабельное сиденье, калорифер для отопления, радиоприемник.
По рядам сидений с
доступом через бортовые люки - багажные отсеки обьемом 4,5 м куб. Две
противотуманные фары и прожектор,
пневматический сигнал, гидроусилитель руля, пневматические тормоза
с раздельным приводом на передние и
залние колеса обеспечивали безопасную езду и ночью, в сложных погодных
и дорожных условиях. Кроме того,
автобус имел пневматическую подвеску переменной жесткости всех колес
( для передних независимую) с
телескопическими аммортизатрами.
Двигатель ЗиЛ-375-Я5, сблокированный с 5-ти ступенчатой коробкой передач
ЯМЗ. Задний мост с
планетарными редукторами в ступицах - от автомобиля МАЗ-500. ЛАЗ-699А
имел снаряженную массу 8300 кг
и мог развивать скорость до 96 км/час. Это был один из наиболее технически
интересных отечественных
автобусов периода 1956-70 гг. К сожалению его выпуск длился недолго
- до 1966 г.
С 1973 года машина получила индекс ЛАЗ-699Н.
До настоящего года выпускается ЛАЗ-699Р.
Модель |
Год выпуска |
Двигатель |
Мощ. |
Скор. |
К-во м. |
Особенности |
ЛАЗ-695 |
1956-1958 |
ЗиЛ-124 |
95 |
|
|
|
ЛАЗ 695Б |
1958-1964 |
ЗиЛ158Л |
109 |
|
|
|
ЛАЗ 695Е |
1964-1970 |
ЗиЛ130Я2 |
150 |
75 |
32(55) |
|
ЛАЗ-695Ж |
|
ЗиЛ130 |
150 |
|
32(55) |
с гидромеханической коробкой передач |
ЛАЗ 695M |
1970-1976 |
ЗиЛ130Я2 |
150 |
75 |
32(55) |
планетарные редукторы в ступицах колес |
ЛАЗ 695H |
1973- |
ЗиЛ130Я2 |
150 |
80 |
34(67) |
|
ЛАЗ 695Т |
|
ЯМЗ-236А |
195 |
|
|
|
ЛАЗ 696 |
|
ЗиЛ375 |
180 |
96 |
34(84) |
Подвеска независимая, пневматическая. |
ЛАЗ 697 |
1959-1963 |
ЗиЛ158Л |
109 |
|
33 |
|
ЛАЗ 697Е |
1963-1970 |
ЗиЛ130Я2 |
150 |
75 |
|
|
ЛАЗ 697М |
1970-1975 |
ЗиЛ130Я2 |
150 |
85 |
33 |
планетарные редукторы в ступицах колес |
ЛАЗ 697Н |
1973-1978 |
ЗиЛ130Я2 |
150 |
100 |
33 |
|
ЛАЗ 697Р |
1978- |
ЗиЛ130Я2 |
150 |
85 |
33 |
|
ЛАЗ 698 |
|
ЗиЛ375 |
180 |
96 |
78 |
гидроусилитель руля от МАЗ-500. Подвеска независимая, пневматическая. |
ЛАЗ 699А |
1964-1966 |
ЗиЛ375 |
180 |
96 |
41 |
Подвеска независимая, пневматическая. Имеется моторный тормоз на выпускную
систему. |
ЛАЗ 699Н |
1973-1978 |
ЗиЛ375 |
180 |
96 |
41 |
Подвеска независимая, пневматическая. |
ЛАЗ 699Р |
1978- |
ЗиЛ375Я5 |
180 |
102 |
41 |
Подвеска независимая, пневматическая. |
ЛАЗ 4202 |
1978-1982 |
КамАЗ 7401-5 |
180 |
75 |
25(95) |
|
Украина 67 |
|
ЗиЛ375 |
180 |
96 |
36 |
Подвеска независимая, пневматическая. |
Украина 71 |
|
ЗиЛ375 |
180 |
96 |
36 |
Подвеска независимая, пневматическая. |
|