ЛуАЗ — легенда совстского автомобилестроения
Пожалуй, только человек, начисто лишенный эмоций, остается
равнодушным, когда этот автомобиль с ревом движется по улицам города.
Неизменной улыбкой реагируют на него граждане всех возрастов и
сословий...
Но это в городе. Видел я и то, как надменно-ироничные лица
«крутых джиперов» вытягивались в удивленные гримасы, когда ЛуАЗ
участвовал, наряду с «Тойотами», «Ниссанами» и «Роверами» в OFF-road
покатушках.
Помимо прочего, ЛуАЗ — это:
— Первый отечественный серийный переднеприводный автомобиль!
— Первый отечественный (а может, и вообще) универсал повышенной
вместимости: салон от «Лендровера» у автомобиля габаритов какого-нибудь
«Самурая» при колесной базе всего в 1800 мм говорит об этом вполне
красноречиво!
— Первый отечественный джип, концепция которого позволяла
достигать высоких скоростей — возможность, угробленная «запорожским»
движком и негодными для скоростной езды колесами. В активе — передний
привод, сравнительно жесткая независимая подвеска ВСЕХ колес со
сравнительно небольшой неподрессоренной массой, несмотря на колесные
редукторы. Далее — очень низкий центр тяжести. При дорожном просвете 280
мм двигатель ниже, чем на «Ниве», ровный пол салона — ниже, чем у
многих «паркетных» внедорожников. Размер от дорожного просвета до уровня
пола — чуть более 200 мм — это до сих пор (!) абсолютный рекорд
плотности компоновки шасси джипа! Плюс большая жесткость кузова на
кручение (даже в тентованном исполнении), так как между точками
крепления к кузову передней и задней подвесок всего чуть более метра.
Становится смешно, когда независимую подвеску всех колес или
интеграцию рамы в силовой каркас кузова (со всеми вытекающими из всего
этого приемуществами) называют последним писком моды у всех «настоящих»
внедорожников!
И после всего этого Вы удивляетесь, почему на этого «гадкого утенка» шипит весь джиперский «птичий двор»?
ЛуАЗ-967 Транспортёр Переднего Края (ТПК)ТПК - ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Автомобили - транспортёры особо малой
грузоподъёмности (400-750 кг.) предназначены для использования при
эвакуации раненых с поля боя, подвоза боеприпасов, военно - технического
имущества а также установки отдельных видов вооружения. Среди
отечественных автомобилей с колёсной формулой 4х4 к ним относятся ЛуАЗ
967 и 967М. Эти транспортёры отличаются высокой проходимостью на
пересечённой местности, обладают амфибийными качествами,
авиатранспортабельны, высокоманевренны и подвижны.
Автомобиль предназначен для использования в боевых порядках
подразделений, близко соприкасающихся с противником. Снаряженная масса -
950 кг, полная - 1350 кг. Дорожный просвет - 285 мм. Высота с поднятым
ветровым стеклом - 1580 мм. Двигатель МеМЗ 967А, мощностью 37 л.с.
Возможна буксировка одного прицепа массой до 300 кг.
При движении по дорогам со скоростью до 75 км/ч ведущими
являются передние колёса. Привод на задние включается для преодоления
труднопроходимых участков. Есть также понижающая передача, возможна
блокировка дифференциала заднего моста. Кроме того, для преодоления
траншей и выхода из воды на неподготовленный берег, ЛуАЗ 967 снабжён
легкосъёмными металлическими трапами. Автомобиль способен преодолевать
подъёмы до 58 %. Для подтягивания грузов и раненых в зоне огневого
воздействия противника можно использовать лебёдку, расположив машину в
укрытии. Развиваемое лебёдкой усилие - 150-200 кгс, длина троса - 100 м.
Особенность ЛуАЗ 967 - возможность движения по рекам и озёрам.
Корпус машины - водонепроницаем, что обеспечивает достаточный запас
плавучести. По воде ЛуАЗ 967 движется благодаря гребному эффекту,
создаваемому колёсами. Скорость на плаву - до 3-х км/ч.
Место водителя в ЛуАЗ 967 размещено посередине, а справа и
слева, с некоторым смещением назад - два утапливающихся в платформах
сидения для пассажиров. В сложенном состоянии их спинки находятся в
одной плоскости с платформой, освобождая место для груза или двух
раненых на носилках.
Когда нужна скрытность передвижения, водитель может управлять
машиной полулёжа. Рулевая колонка при этом опускается, спинка сидения
откидывается назад, а лобовое стекло на капот двигателя. Щиток приборов,
смонтированный на растяжках ступицы руля, в любом случае остаётся в
поле зрения водителя.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ:
Война в Корее (1949-1953), на которую Советский Союз поставлял
военную технику, показала нехватку в составе вооружённых сил лёгкого
вездехода для транспортировки раненых, подвоза боеприпасов и т.п. ГАЗ
69, использующийся в то время для этих целей, имел слишком большие
габариты, был неповоротлив, а на изрытом воронками поле часто садился на
мосты. Тогда-то и возникла необходимость в создании лёгкого плавающего
вездехода с высокой подвеской, пригодного для перевозки раненых,
желательно способного к десантированию с самолётов.
Разработкой нового вездехода занялась специальная группа в НАМИ
под руководством Б.М.Фиттермана. В 1958 году был изготовлен первый
прототип, получивший название НАМИ 049. Кузов был сделан из
стеклопластика, роль рамы выполняло несущее основание кузова. Подвеска -
независимая торсионная, на продольных рычагах. Передний мост был
подключён постоянно, задний подключался через блокируемый межосевой
дифференциал. Дифференциал заднего моста также блокировался. Расстояние
между мостами (база) составляло 180 см. В конструкции были применены
колёсные редукторы, которые повышали крутящий момент и увеличивали
дорожный просвет до 28 см у гружёной машины. В конструкции был применён
двигатель Ирбитского мотоциклетного завода МД 65 мощностью 22 л.с. Но
ходовые испытания опытного образца выявили ряд недостатков:
стеклопластиковый кузов оказался недостаточно прочным, а двигатель
слишком слабым.
К разработке второго образца НАМИ 049А подключились специалисты
Запорожского завода. На основе одного из моторов ВМW был разработан
двигатель МеМЗ 969 мощностью 30 л.с. Вместо стеклопластикового был
использован стальной корпус с мощной рамой. От межосевого дифференциала
отказались, задний мост стал отключаемым. Пластинчатые торсионы заменили
кованными, что позволило подвеске выдерживать удар при приземлении на
парашюте. Работы велись над двумя вариантами машины - простой и
плавающей. Военные выбрали второй вариант. Чтобы решить задачу
транспортировки раненых, место водителя расположили посередине, за ними -
спина к спине - сидел санитар. Носилки для раненых находились по бокам.
Верх кузова и частично боковины закрывал брезентовый тент. Движение по
воде осуществлялось за счёт гребного эффекта колёс.
Окончательный вариант получил название ЛуАЗ 967. Его производство началось на автозаводе в Луцке в 1961 году.
|