Новый век явился началом промышленного производства автомобилей в мировом масштабе. Но царской России процесс автомобилизации не коснулся. Зависимость от иностранного капитала, отсталость в технико-экономическом отношении лишали ее этой возможности. Попытка наладить производство легковых автомобилей на Русско-Балтийском заводе в 1910 году не увенчалась успехом. Просуществовав 6 лет, Русско-Балтийский завод был закрыт, выпустив за это время всего 450 автомобилей. Настоящее строительство автомобильной промышленности начала молодая, еще не окрепшая Страна Советов. С первых лет существования Советского государства на повестку дня встал вопрос об автомобилизации страны. Решать эту задачу можно было двумя путями: импортировать автомобили из-за границы или создать собственное автомобильное производство.
Наша страна пошла по второму пути. В условиях разрухи и голода, обескровленная гражданской войной Страна Советов приступила к производству отечественных автомобилей.
8 октября 1922 года. Тучи обволокли осеннее небо. На Красной площади шеренги людей в серых шинелях и буденовках. Это они, не щадя своей жизни, отстояли в боях с врагами молодую республику Советов. Приближалась торжественная минута. Издалека доносился быстро нарастающий гул моторов. На парад выходили автобронетанковые части — стальной щит Родины.
На Красную площадь на красивом легковом автомобиле приехал председатель ВЦИК РСФСР Михаил Иванович Калинин. Это был первый советский автомобиль, собранный на 1-м броне танкоремонтном заводе (БТАЗ) и преподнесенный «всероссийскому старосте» в подарок. «Первая ласточка» — так назвал М. И. Калинин этот автомобиль.
Но днем рождения советского автомобилестроения принято считать 7 ноября 1924 года, когда на Красной площади мимо Мавзолея В. И. Ленина прошла колонна первых 10 полуторатонных, окрашенных в ярко-красный цвет грузовиков с эмблемой АМО-Ф15.
Что касается судьбы автомобиля с эмблемой 1-го БТАЗ-а,то их выпуск был невелик — всего несколько экземпляров, и этим производство было остановлено.., но не надолго. Через 3 года, в 1925 году, группой научных сотрудников НАМИ под руководством профессора Н. Р. Брилинга был разработан проект первой советской малолитражки НАМИ-1, а к 1 мая 1927 на московском заводе «Спартак» были изготовлены первые образцы этого автомобиля, которые успешно прошли испытания.
Автомобиль НАМИ-1 имел простую конструкцию, объединяя положительные качества трехколесного мотоцикла и комфортабельность легкового автомобиля. Независимая подвеска обеспечивала хорошую проходимость по грунтовым дорогам, гак как дорог с твердым покрытием было очень мала. Четырехместная малолитражка НАМИ-1 снабжена двигателем мощностью 22 л. с. и развивала скорость 75 км/ч. За период с 1928 года по 1931 год завод «Спартак» выпустил 512 автомобилей.
В марте 1929 года было принято решение о строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода, мощностью 100 тысяч автомобилей в год. В 1933 году завод приступил к производству легковых автомобилей типа фаэтон ГАЗ-Л с четырехцилиндровым двигателем мощностью 40 л. с. и максимальной скоростью 90 км/ч.
XVII съезд партии утвердил плановое задание развития народного хозяйства СССР на вторую пятилетку. В соответствии с решениями съезда в феврале 1935 года были выпущены первые опытные образцы нового легкового автомобиля с эмблемой ГАЗ М-1, а с 16 марта 1936 года начался их серийный выпуск.
«Эмочка»—так ласково называли новый автомобиль, имевший закрытый современный кузов двигатель мощностью 50 л. с. и развивающий скорость 100 км/ч Славный трудовой и боевой путь прошла «эмочка». На ее базе выросло целое потомство автомобилей, о которых с благодарностью вспоминает старшее поколение советских людей.
Автомобиль надо было приспособить к бездорожью. И на базе «эмки» конструируется вездеход ГАЗ-11 -73, который во время войны стал боевым спутником прославленных военачальников.
Незадолго до Отечественной войны Московский автосборочный завод им. Коммунистического Интернационала молодежи приступил к выпуску легковых автомобилей КИМ-10, который вскоре прекратился… Началась Великая Отечественная война, и завод эвакуировали на Урал, где был налажен выпуск боевой техники для фронта.