РАФ-2203 «Латвия» (латыш. RAF-2203 Latvija) — микроавтобус, выпускавшийся Рижской автобусной фабрикой в 1976—1997 годах. Микроавтобусы этого типа использовались как маршрутное такси, автомобили скорой помощи и в роли служебного транспорта, в России были постепенно вытеснены "ГАЗелями"
Создание:
Создание нового РАФовского микроавтобуса (взамен модели РАФ-997) началось в 1965
году. Разработку нового перспективного автомобиля вело две группы из
четырёх конструкторов, одна — под руководством Мейзиса, другая — под
руководством Эйсерта. Фактически разработка велась в режиме
конкурса-соревнования между двумя группами инженеров. Группы работали
полностью независимо друг от друга. Проектируемый микроавтобус должен
был удовлетворять двум требованиям: он должен был быть двенадцатиместным
и должен был базироваться на агрегатах автомобиля ГАЗ-21.
В итоге было создано два автомобиля прототипа: РАФ-982-I группы
Мейзиса и РАФ-982-II группы Эйсерта. Первый микроавтобус имел
полукапотную компоновку, этот автомобиль назвали «Циклоном». Второй
перспективный автомобиль имел вагонную компоновку.
Оба автомобиля были отправлены в Москву для прохождения межведомственной комиссии. В итоге комиссия сочла лучшим РАФ-982-I. Однако директор РАФа, Илья Позняк,
был недоволен решением министерства. Он считал футуристичный (вагонная
компоновка автобусов тогда была в новинку) РАФ-982-II более
перспективной моделью. Прототипы РАФов вновь были отправлены в Москву.
После «второго тура» испытаний было принято решение о будущем
производстве РАФ-982-II.
25 июля 1969 года в Елгаве
началось строительство нового завода РАФа. После вступления в строй
новый завод должен был приступить к выпуску новых микроавтобусов.
Доводка прототипа РАФ-982-II проводилась во время строительства завода.
Новый завод начал работу в феврале1976
года. С его конвейера начали сходить микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия».
Такое официальное обозначения получил новый микроавтобус, созданный в
ходе доводки прототипа РАФ-982-II. В отличие от прототипа, серийный
РАФ-2203 использовал агрегаты от более новой «Волги» — ГАЗ-24.
Производство:
Рижская автомобильная фабрика ежегодно выпускала более пятнадцати
тысяч РАФ-2203 (завод был рассчитан на производство 17 тыс.
микроавтобусов в год и с 1987 по 1990 год превышал этот объём). В 1987
году начал выпускаться модернизированный вариант микроавтобуса,
получивший обозначение РАФ-22038. Этот микроавтобус использовал агрегаты
от автомобиля ГАЗ-24-10.
Внешне РАФ-22038 отличался облицовкой передней части с новой
фальш-радиаторной решёткой и алюминиевыми бамперами с пластиковыми
боковыми секциями. На прототипе 22038, демонстрировавшемся на выставке
«Автопрому СССР 60 лет» в задней части боковин размещались узкие
поворотные форточки, но на серийной модели был фактически сохранён кузов
типа 2203. С 1993 года выпускался РАФ-22039. Эта модификация отличалась
повышенной пассажировместимостью (тринадцать человек). Это было
достигнуто за счёт сокращения до минимума багажного пространства.
РАФ-2203 был самым массовым советским микроавтобусом.
Маршрутное такси:
Использование в качестве маршрутного такси
было одной из основных областей применения РАФ-2203. У заводской
модификации микроавтобуса, предназначенной для работы в режиме
маршрутного такси, сидения располагались по бокам салона, в то время как
в модификации, предназначенной для работы в качестве служебного
транспорта сидения располагались поперечно. Однако позднее (в девяностых
годах) многие служебные микроавтобусы также стали использоваться в роли
маршрутного такси, поэтому на городских маршрутах работали машины с
разной компоновкой пассажирских сидений.
Маршрутные такси — РАФы были очень распространены в первой половине 90-х годов, позднее их начали заменять микроавтобусы "ГАЗель", "Бычок" и другие. В начале XXI века маршрутные такси РАФ-2203 выводятся из эксплуатации в связи с моральным
и техническим устареванием, то есть, в первую очередь, по требованиям
безопасности. В некоторых городах использование РАФ-2203 в качестве
маршрутного такси теперь вообще запрещено законодательно. В регионах с
низким уровнем жизни РАФ ещё популярен, в Абхазии и Южной Осетии например, он до сих пор используется как маршрутное такси чаще чем «Газель».
Скорая помощь:
Ещё во время создания автобуса планировалось его использование в качестве Автомобиля скорой помощи.
Об этом говорит, например, тот факт, что в принимающую межведомственную
комиссию входили медики. Медицинская модификация РАФ-2203 обозначалась
как РАФ-22031. Реанимобили на базе РАФ-2203 выпускала финская фирма
TAMPO в 1981—1994 годах.
Автомобиль скорой помощи на базе РАФ-22038 получил обозначение
РАФ-2915. Выпускался также реанимобиль РАФ-2914, отличавшийся более
высокой крышей.
Другие области:
РАФ-2203 использовались в самых разных областях. Базовые
микроавтобусы — в качестве служебного транспорта (в том числе, в
милиции, армии), а также в качестве автолабораторий и т. д. Под
обслуживание соревнований московской Олимпиаде-80 на РАФе был создан целый ряд специальных модификаций модели 2203, включая электромобили.
В конце 80-х
под «горбачёвскую» программу поддержки многодетных семей, Рижская
фабрика выпускала мелкой серией 8-местный вариант микроавтобуса с
отделкой «люкс», управлять которым можно было с правами категории «В».
Эту модификацию продавали частным владельцам.
С 90-хРАФы начали использовать и для перевозки грузов. Например, на них возили почту.
На базе РАФ-22038 на территории старого РАФа в Риге мелкосерийно
выпускали однотонные грузовики РАФ-3311 и РАФ-33111 (с двойной кабиной),
поставлявшиеся также и в Россию.
Конструкция:
РАФ-2203 — микроавтобус вагонной компоновки. Салон микроавтобуса
состоит из двух отделений. В переднем расположено место водителя и одно
пассажирское сидение, в заднем — десять пассажирских сидений. За
пассажирскими сидениями расположено багажное пространство.
Кузов — несущий, цельнометаллический. Микроавтобус имеет четыре
одностворчатые двери: две справа (для посадки пассажиров), одна слева
(для посадки водителя) и задняя (для доступа к багажному пространству).
На РАФ-2203 использовался двигатель от ГАЗ-24. Двигатель располагался спереди, он приводил в действие задние колёса. Задний мост тоже брался от ГАЗ-24,
в то время как передняя подвеска и рулевое управление было
оригинальным,но в конструкции использовались детали и элементы подвески
ГАЗ-24 и ГАЗ-21.
Первоначально все тормоза были барабанными, но на автобусах
модификации 22038 на передних колёсах были установлены дисковые тормоза.
Модель |
Назначение |
Годы выпуска |
2203 |
базовая модель |
1976-1987
|
22031 |
автомобиль скорой помощи, отличался наличием внутри медицинского оборудования |
|
22032 |
автомобиль для работы в качестве маршрутного такси, сиденья в пассажирском салоне были вдоль бортов |
|
22033 |
служебный автомобиль для милиции. В специально оборудованном салоне
был пенал на 2 задержанных, место для собаки, 3 сиденья и пирамидка для
оружия |
|
22034 |
служебный автомобиль для пожарных. Предназначен для перевозки 5 пожарных и 5 комплектов снаряжения |
|
22035 |
специальный автомобиль для перевозки донорской крови |
|
22036 |
специальный автомобиль, совместивший в себе Скорую и милицию. Был выпущен единственный опытный образец |
|
ТАМРО-РАФ |
реанимационный автомобиль, с оборудованием финской фирмы ТАМRO. Имел
высокую крышу и окрашивался в ярко-жёлтый цвет с оранжевыми полосками |
|
2203-01 |
переходная модель от 2203 к 22038 |
1987-1990
|
22031-01 |
автомобиль скорой помощи |
|
22032-01 |
автомобиль для работы в качестве маршрутного такси |
|
22033-01 |
служебный автомобиль для милиции |
|
22034-01 |
служебный автомобиль для пожарных |
|
22038 |
новая модель, отличалась абсолютно другой решёткой радиатора, отсутствием форточек, и усовремененными агрегатами |
1990-1996
|
22039 |
автомобиль для работы в качестве маршрутного такси |
|
2207 |
мелкосерийная «олимпийская» версия, система охлаждения доработана для длительного движения со скоростью бегуна |
1979-1980
|
2915 |
скорая помощь по типу 22031 |
1994-1996
|
2914 |
реанимобиль по типу ТАМРО-РАФа |
1989-1994
|
33111 |
бортовой минигрузовик с однорядной кабиной |
1992-1995
|
3311 |
бортовой минигрузовик с двурядной кабиной |
1992-1995
|
|