ЗАЗ-1102 «Таврия» — переднеприводной автомобиль малого класса (класс B) в
трёхдверном кузове «хэтчбек». Производство — АвтоЗАЗ. Начало
производства — 1988 год. Прекращение производства — сентябрь 2007. На
той же базе созданы автомобили ЗАЗ-1103 «Славута» (пятидверный кузов
«лифтбек») и ЗАЗ-1105 «Дана» (пятидверный кузов).
В конце
1960-х КБ завода «Коммунар» (ЗАЗ) в инициативном порядке начало
разработку переднеприводного автомобиля малого класса для замены ЗАЗ-968
«Запорожец». В 1970-е было создано несколько экспериментальных моделей с
кузовами хэтчбек и седан. Однако официально заказ на разработку от
Минавтопрома СССР был получен только в 1978 году. После изготовления
опытной партии и начала процесса «доводки» автомобиля Минавтопром
кардинально поменял задание, заставив КБ спроектировать автомобиль на
базе «Форд Фиеста» образца 1976 года. Задание на разработку и далее
продолжало меняться — Минавтопром выдвигал всё новые и новые требования
по превышению параметров разнообразных зарубежных «малолитражек» тех
лет. Это привело к чрезвычайному затягиванию внедрения автомобиля в
производство — первые серийные «Таврии» сошли с конвейера в 1988 году. С
1995 года началось производство ЗАЗ-1105 «Дана» — модификации с кузовом
«универсал». Тогда же была представлена и модель ЗАЗ-1103 «Славута» с
кузовом «лифтбек», однако её серийное производство началось только в
1999 году.
Примерно тогда же «Таврию» на конвейере начала
сменять «Таврия Нова» — модификация созданная совместно с Daewoo,
направленная на устранение выявленных недостатков и улучшения
технико-эксплуатационных показателей. Тогда же была снята с производства
ЗАЗ-1105 «Дана». За всё время производства автомобили семейства
ЗАЗ-110х производились в десятках конфигураций. Использовалось несколько
двигателей объемом от 0,9 до 1,3 литров (карбюраторные и инжекторные),
разные интерьеры, праворульные варианты, варианты с вакуумным усилителем
тормозов и без него, несколько вариантов с кузовом «фургон» и т.д.
Руководство завода несколько раз в 2006 и 2007 годах заявляло о скором
снятии модели с производства. Последняя Таврия была выпущена весной 2008
года.